Чиркова Зоя Александровна, учитель английского языка

Персональный сайт

2 блок. О моём наставнике.

О моём наставнике

Позади 32 года моей педагогической деятельности. А я вспоминаю июнь
1989 года. У меня в руках диплом об окончании филологического факультета
Удмуртского государственного университета. Совсем скоро начнётся моя
самостоятельная трудовая деятельность в качестве учителя русского языка и
литературы в средней школе №2 посёлка Яр, который находится на севере
Удмуртии. Больших сомнений в том, что у меня всё хорошо сложится в работе, у
меня нет: в дипломе гордо красуются «5», я отлично знаю предметы, которым мне
предстоит учить школьников, я увлечена чтением художественной литературы.
Первый педсовет накануне нового учебного года, на котором нас, молодых
учителей, представили коллективу, зачитали приказ о назначении нам
наставников. Моим наставником оказалась Дружинина Надежда Евгеньевна.
Помню, успела представить своего будущего наставника седовласой солидной
женщиной со строгим взглядом. А она оказалась чуть старше меня. Невысокая,
симпатичная, с модной причёской. Так состоялась моя первая встреча с Надеждой
Евгеньевной. Сложилось какое-то смешанное, недоумённое впечатление:
наставник у меня ассоциировался прежде всего с опытом, мудростью, зрелостью.
А спустя некоторое время мне довелось присутствовать на заседании районного
методического объединения учителей русского языка и литературы. Я увидела
своего наставника в другом качестве: она руководитель РМО учителей-
языковедов. Я слушала доклад Надежды Евгеньевны, и моё недоумение
сменялось восхищением, уважением, почтением. Передо мной вставал образ
молодого, талантливого, творческого, обладающего яркой индивидуальностью
учителя. Неудивительно, что более опытные коллеги доверили ей быть во главе
методического объединения. Вот с каким человеком мне предстоит работать! В
дальнейшем я открывала для себя новые грани своего наставника. Но об этом
чуть позже.
Начались трудовые будни. Первые же дни показали мне, насколько
поверхностными и наивными оказались мои представления о работе учителя! И
вопросы, вопросы, вопросы… На которые у меня не было ответа. Как правильно
рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока,
наладить отношения с детьми и их родителями, коллегами и администрацией
школы? Вопросы росли как снежная лавина, способная снести на своём пути все
мои благие желания «сеять разумное, доброе, вечное».
Начало учебного года – очень напряжённое время не только для начинающих
учителей, но и учителей со стажем. Помимо подготовки к урокам и проверки
тетрадей учеников необходимо написать, подправить учебные программы, планы
воспитательной работы с классом, заполнить различные журналы. Вне
зависимости от учебной нагрузки во внимании, заботе Надежды Евгеньевны
нуждалась семья, муж и двое детей дошкольного возраста. Но Надежда
Евгеньевна в ежедневных хлопотах семейных и школьных будней находила время
поинтересоваться моими успехами и неудачами, внимательно выслушивала меня,
помогала в написании и ведении документации.
Она пригласила меня на свои уроки. Это были настоящие мастер-классы
профессионала! В свободное от своих уроков время я училась учить детей на
уроках у Мастера. Я наблюдала и делала для себя пометки, как Надежда
Евгеньевна начинает урок, проводит опрос, объясняет новый материал, применяет
различные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность, и находила сама
ответы на многие свои вопросы. На уроках использовался разнообразный
дидактический и наглядный материал, изготовленный учителем. А это во времена
отсутствия печатной и копировальной техники требовало от учителя
колоссальных усилий. Всем наработанным Надежда Евгеньевна щедро делилась
со мной.
А потом Надежда Евгеньевна посещала мои уроки. Уроки тщательно
анализировала. Конечно, мои уроки были далеки от совершенства. От волнения
забывала даже то, что запланировала, не видела ребят. Но Надежда Евгеньевна
замечала во мне, вчерашней студентке, сильные стороны и акцентировала на них
внимание. Спустя некоторое время ко мне придёт понимание, что таким образом
она способствовала развитию моего личного педагогического стиля. И очень
тактично указывала на неприемлемые ошибки (да, бывали и ошибки), иногда сама
подсказывала пути исправления, иногда просила подумать, чтобы к этому
вопросу вернуться ещё раз. Это были для меня практические уроки введения в
профессию.
Вспоминается, как на первом педсовете, представляя нас, молодых учителей,
коллективу, директор школы сказала такие слова: «Желаю вам, чтобы в ваших
новеньких трудовых книжках была одна запись о приёме на работу и много-много
записей о поощрениях и достижениях». В коллективе таких учителей, преданных
родной школе, большинство. Они окончили эту школу, получив педагогическое
образование, вернулись в родные стены в новом качестве. Их бывшие учителя
стали коллегами. Надежда Евгеньевна из их числа. Мне несложно было с таким
наставником стать частью коллектива. Сложнее представить, как бы сложилась
моя педагогическая деятельность без наставника. Не скрою, были горькие
разочарования в выбранной профессии. Возможно, не выдержав первых
испытаний, ушла бы из школы. Но помощь старшего друга не дали этому
случиться. Я рада, что не сошла с выбранного пути. И в этом огромная заслуга
моего наставника. Для меня Надежда Евгеньевна стала образцом для подражания,
тем человеком, на которого хочется равняться. Сейчас по прошествии многих лет
я чувствую, что её отношение к делу, любовь к детям, постоянное стремление
самосовершенствования, желание достигать новые цели, её оптимизм, вера в
молодых находят отражение и в моей работе. И пусть мне пришлось переучиться
на учителя английского языка, так как в школе была острая проблема нехватки
кадров именно по этому предмету, пусть мне пришлось сменить школу по
семейным обстоятельствам, но основы мастерства, заложенные Надеждой
Евгеньевной, пригодились мне и в будущем. Стараюсь и делом, и словом помочь
молодым коллегам. Наверное, в этом и заключается смысл наставничества:
передавая свой опыт, платить за полученное добро. А сколько талантливых
учителей, не найдя поддержки опытных коллег, недополучило наше образование!
Надежда Евгеньевна не только профессионал своего дела, но и невероятно
разносторонняя личность. С ней можно с большим интересом поговорить о

литературе, музыке, живописи, на многие вопросы у неё свой взгляд. Она
постоянный участник художественной самодеятельности, обладает прекрасными
актёрскими и вокальными данными, принимает участие в различных спортивных
состязаниях. Она является примером активной жизненной позиции, а не
пассивного созерцания и для коллег, и для учащихся. Во всём чувствуется её
ответственное отношение, желание достичь идеала, совершенства. Эти
же качества отличают её учеников: они призёры различных конкурсов и
регионального, и российского уровня, они показывают отличные результаты при
сдаче государственных экзаменов, что позволяет им поступать в ведущие вузы
страны и успешно продолжить образование. Но Надежда Евгеньевна научила
своих учеников не только правильно и грамотно писать и излагать свои мысли,
понимать художественные произведения, но вложила в них нечто большее:
честность, потребность всегда поступать по совести, ответственность за свои
поступки.
Год назад Надежда Евгеньевна отметила шестидесятилетний юбилей.
Поздравления, слова благодарности любимой учительнице поступали со всех
концов нашей необъятной Родины от коллег, бывших и настоящих, от учеников и
их родителей. Хранить в сердце благодарность учителю – это правильно.
Благодарность – это признательность за полученные добро, внимание, заботу.
«Спасибо Вам за Ваш труд! Мы благодарны Вам за то, что изо дня в день Вы
дарите ученикам частичку себя. Вы делитесь своими знаниями, своим опытом,
своим душевным теплом. Спасибо Вам за Ваш профессионализм, уникальный
подход к каждому ребёнку, Ваше безграничное терпение и ответственность». «Вы
подарили мне веру в себя и в свои силы. Спасибо!» «Вы помогали не только
узнавать что-то новое, но и вселяли в нас крепкую веру и светлую надежду. Вы
всегда могли дать верный совет и поддержать добрым словом. Спасибо!» Вот
лишь несколько слов благодарности и признательности любимому учителю.
Больше полувека связано со школой №2 посёлка Яр. В эту школу поступила
в первый класс, её же окончила, а после окончания педагогического вуза
вернулась в качестве учителя русского языка и литературы. Больше полувека
ходить на учёбу, на работу проторённой дорогой! Сколько учеников за это время
выпустила Надежда Евгеньевна в большую жизнь, наверное, сложно подсчитать.
Но она их всех помнит. А они помнят её.
Вклад Надежды Евгеньевны в дело образования и воспитания
подрастающего поколения оценён по достоинству. Отдавая всю себя любимому
делу, Надежда Евгеньевна получила заслуженное признание профессионального
сообщества.
Надежда Евгеньевна награждена почетной грамотой Министерства образования и
науки Российской Федерации, значком "Отличник народного просвещения".
Надежда Евгеньевна - Заслуженный работник народного образования Удмуртской
Республики. «Заслуженный» - от слова «заслужить». А её служение делу
безукоризненно.
Считается, что учитель более других профессий подвержен
профессиональному выгоранию. Действительно, наша работа требует
колоссальных эмоциональных вложений. Но Надежда Евгеньевна считает, что
эмоциональное выгорание не опасно тем, кто в постоянном поиске, кто получает

удовольствие от своего труда. А современная образовательная среда
предоставляет нам неисчерпаемые возможности для поиска, для творчества. «О,
сколько нам открытий чудных готовит Просвещенья дух…»

Добавить комментарий

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ